Защита прав ребенка: профилактика семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми

В основе профилактики жестокого обращения с детьми лежит комплексный междисциплинарный подход, потому что защита нарушенных прав ребенка затрагивает  не только педагогические, но и  юридические, социальные, психологические и медицинские аспекты. Обсудить роль и функции различных структур в деле защиты и создания благоприятных условий для развития личности ребенка собрались 7 ноября  представители прокуратуры, отделения полиции, здравоохранения и образования. Организатором семинара-совещания по теме «Защита прав ребенка: профилактика семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми» выступил отдел образования администрации Янтиковского района, где участники семинара – заместители директоров по воспитательной работе, социальные педагоги, руководители методобъединения классных руководителей – смогли ознакомиться с видами жестокого обращения, с видами ответственности для лиц, допускающих жестокое обращение с детьми, а также получили методические рекомендации по предотвращению и профилактике детского насилия в семье и школе.

Правовые основы защиты прав детей затронул в своем выступлении помощник прокурора Максимов Е.Ю. Он ознакомил присутствующих с нормативными актами,  гарантирующими право ребенка на защиту от жестокого обращения – это Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Концепция о правах ребенка, Законы РФ «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Евгений Юрьевич отметил, что деятельность образовательных учреждений  должна обеспечить защиту прав детей: выполнять законы, обучать родителей конструктивным методам воздействия на ребенка, выявлять факты жестокого обращения с детьми, привлекать виновных к ответственности.

Раннее выявление фактов жесткого обращения – одна из основных профилактических задач всех субъектов профилактики. По данному вопросу выступила ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Александрова И.В.. Она привела примеры пренебрежения ребенком, психического, физического и сексуального насилия, описала симптомы и признаки распознавания и выявления случаев жестокого обращения с детьми. В конце выступления Ирина Владимировна рассказала о работе Школ примирения, которые в последнее время отрываются при образовательных учреждениях.

Понять чувства и эмоции детей, подвергшихся жестокому обращению, пережить их участь и судьбу участникам семинара помог краткометражный фильм Р.Быкова «Я больше туда никогда не вернусь!», который просмотрели в ходе семинара педагоги и приглашенные гости. Это история о маленькой девочке, которая оказалась в трудной жизненной ситуации и подверглась психическому и физическому насилию со стороны матери, которая довела ее до самоубийства.

По данным отделения полиции, в 2009 году на территории нашего района зарегистрировано 10 преступлений насильственного характера, в 2010 году в отношении несовершеннолетних совершено 5 преступлений, а за период с 2011 по 2012 год за побои, причиненные несовершеннолетним, возбуждено 6 уголовных дел. Об этих выявленных преступлениях рассказал собравшимся заместитель начальника отделения полиции по Янтиковскому району Федоров В.В. Майор полиции также отметил, что за неисполнение родительских обязанностей за этот год по ст. 5.35 КоАП РФ привлечено к административной ответственности 49 родителей; на лишение родительских прав собрано 5 материалов, из них удовлетворено судами – 4.

На семинаре-совещании выступила врач психиатр-нарколог БУ «Янтиковская ЦРБ» Игнатьева Т.Д.. Она же является уполномоченным по правам ребенка в Янтиковском районе. В своем выступлении Татьяна Дмитриевна остановилась на основах терапии и реабилитации жертв насилия.

Участников семинара Грибова В.А., социальный педагог Центра диагностики и консультирования, ознакомила с итогами анкетирования учащихся 7-8 и 9-11 классов по выявлению жестокого обращения с детьми, которое проводилось в октябре месяце текущего года. Анкетирование помогло выявить, что проблема жестокого обращения в районе существует. К большому сожалению, дети встречаются с насилием не только  дома, но и в школе.

В конце мероприятия участники вместе с директором Центра диагностики и консультирования Беловой В.И. обсудили главный вопрос: по каким направлениям должна работать школа по профилактике жесткого обращения с детьми.  Конечно же, в первую очередь школа должна заниматься психологическим просвещением всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов), проводить лектории, беседы, родительские собрания, классные часы по данной тематике. Во-вторых, детей нужно обучать навыкам безопасного поведения, самозащиты, принятия решения в критических ситуациях, обращения за помощью.  И, наконец, в- третьих, для устранения причин, способствующих возникновению в семьях насилия, жестокого обращения с детьми, необходимо организовать планомерную, комплексную профилактическую работу с неблагополучными семьями, направленную на восстановление семьи, обеспечение в ней условий для соблюдения прав ребенка.

 

Фоторепортаж