Формированию гражданской идентичности личности учащихся нужно уделять пристальное внимание

Сегодня на базе Центра диагностики и консультирования прошел семинар социальных педагогов и педагогов-психологов по теме «Формирование гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы». Тема семинара актуальна, так как ключевой задачей социализации в юношеском возрасте является именно формирование гражданской позиции личности, а одним из активных участников этого процесса является семья.

В своем выступлении директор Центра Белова В.И.  отметила, что на сегодняшний день педагогическая культура некоторых родителей на низком уровне. Это же подтвердили исследования, проведенные среди родителей. Они не понимают о значимости воспитания у детей гражданских качеств, терпимости к иному мнению, проявления заботы и милосердия к другим слоям населения. В некоторых случаях у родителей на семейный досуг не остается времени, который так необходим ребенку, что несет большую угрозу семейным ценностям воспитания, прерывается общение родителей с детьми, все чаще возникают конфликты, приводящие к стрессам и даже к проявлению жестокости в семейных отношениях. Все это, конечно же, сказывается на воспитании ребенка. Наблюдения также  свидетельствуют о недостаточной информированности  родителей в вопросах воспитания и развития личности ребенка. А между тем, становится очевидным, что воспитание гражданина российского общества, уважения к людям, порядочность, честность, готовность к преодолению жизненных трудностей невозможно без тесного взаимодействия и взаимопонимания между семьей и школой, без учета мнения детей и их родителей. В конце своего выступления Валентина Ивановна  сделала вывод, что современная семья нуждается в поддержке образовательного  учреждения, и ей требуется квалифицированная помощь со стороны психологов, учителей, завучей по воспитательной работе, социальных педагогов, классных руководителей. Проводить беседы, дискуссии, тренинги по проблемам семьи, ее роли в воспитании и развитии ребенка, формировании гражданской идентичности и успешной социализации личности должно занимать центральное место в работе с семьей. Родителям необходимо напомнить, что воспитание детей является их конституционной обязанностью.

В работе с семьями по данному вопросу помогут учебно-методические материалы по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы, разработанные ФГАУ «Федеральный институт развития образования» в рамках проекта «Разработка и экспериментальное внедрение моделей психолого-педагогической подготовки педагогов и родителей в рамках социального партнерства института семьи и общеобразовательных учреждений по формированию гражданской идентичности учащихся».

Социальный педагог Грибова В.А. ознакомила с методическими рекомендациями по работе с детьми «группы риска». Она отметила, что большая роль в работе с детьми «группы риска» отводится социальному педагогу, и принцип его работы  с такими детьми  должен заключаться в создании атмосферы доверительных отношений «социальный педагог – ребенок». Выделила общие правила и  этапы работы социальных педагог с учащимися группы риска, которые необходимо соблюдать при работе с этой категорией детей, а также напомнила, что равнодушное отношение к детским проблемам, педагогическая невнимательность, незнание методов и технологий индивидуальной работы с детьми обрекают их на последовательный переход из зон риска в группу риска. Социальные педагоги должны комплексно подходить к решению проблем ребенка, качественно организовывать профилактическую работу в образовательном учреждении, взаимодействовать специалистами различных служб и ведомств.

В конце мероприятия участники обсудили план проведения месячника правовых знаний, остановились на проблемных вопросах