Они еще не умеют ходить, но уже вовсю пользуются смартфонами и планшетами. Цифровое детство — реальность сегодняшнего дня. Как сделать так, чтобы оно было максимально здоровым?
Дискуссии об «экранной диете» для детей все чаще начинаются с признания банального факта: планшеты и смартфоны — это уже неотъемлемая часть нашей жизни. С их помощью мы общаемся, работаем, учимся, творим, расслабляемся, развлекаемся. Поэтому стоит ли удивляться, что наши дети следуют за нами?
«В настоящее время более 30 % детей до двух лет играют в игры на мобильных устройствах, — говорится в отчете Американской академии педиатрии за 2015 год. — Около 75 % подростков имеют личный смартфон, и 24 % из них признаются, что постоянно им пользуются». Однако это признание не решает главного вопроса: какие отношения с электроникой можно считать здоровыми?
Количество времени, которое дети проводят у экранов, и содержание просмотренного давно волнуют педиатров и детских психологов. Как рано можно давать ребенку в руки планшет или сажать его за компьютер? Стоит ли позволять ему пользоваться устройством каждый день? Каковы нормативы экранного времени для детей? И как все это отражается на здоровье и развитии детей?
Многочисленные исследования уже выявляли негативные эффекты раннего приобщения к цифровым устройствам: недоразвитие речи и социальных навыков, проблемы с вниманием, памятью, эмоциональной сферой. Одновременно специалисты напоминают, что нездоровые отношения с техникой часто становятся результатом родительской небрежности. Соблазн занять малыша мультфильмом или игрой, чтобы выкроить время для своих дел, слишком велик. Но недостаток общения и участия взрослого в жизни ребенка все равно сказывается. Столь же непродуктивным педиатры считают и подход, при котором смартфон используется лишь в качестве игрушки, как награда за хорошее поведение или успехи в учебе.
На симпозиуме «Growing Up Digital» в октябре 2015 года Американская академия педиатрии представила новые рекомендации для родителей. По мнению авторов рекомендаций, мобильные устройства могут быть полезны, но только в том случае, если ребенок будет осваивать их вместе с родителями, постигая цифровой мир через общение.
Некоторые прежние указания остались в силе: родителям не следует давать мобильные устройства малышам до двух лет, а также позволять детям проводить больше 2 часов в день за экраном.
Новые принципы касаются скорее не времени, а качества «взаимоотношений» между ребенком и гаджетом.
-
Установите единые правила для всех. Дети ведут себя в виртуальной среде так же, как и в любой другой. Везде должны быть границы, которые обязаны уважать и взрослые, и ребенок.
-
Как и во всем остальном, начните с себя. Помните, что дети копируют прежде всего ваше поведение. Пересмотрите свои отношения с цифровыми устройствами. Как много времени вы им уделяете? Как часто проверяете почту, новости или обновления? Есть ли у вас дни, свободные от электронных средств общения и развлечения?
-
Старайтесь делать открытия вместе с ребенком. Будьте посредником в его отношениях с цифровым миром. Побуждайте малыша исследовать, задавать вопросы, будьте готовы сами отвечать и делиться опытом.
-
При использовании гаджетов сосредоточьтесь на содержании, а не на продолжительности применения. Качество контента важнее времени, которое ребенок проводит перед устройством. Пусть в приоритете будут образовательные игры и программы, которые помогали бы тренировать навыки внимания, общения, запоминания. Выбирайте те приложения, которые были разработаны совместно с детскими психологами и педагогами или получили их одобрение.
-
Выбирайте для ребенка игры, связанные с общением. Помните, что гаджет должен быть инструментом, а не суррогатом общения. Избегайте одностороннего обмена, при котором почти не требуется участия в происходящем. Вместо просмотра видео выбирайте интерактивные программы, общайтесь удаленно через скайп или другие программы-мессенджеры.
-
Правильно используйте потенциал социальных сетей. Присутствие в социальных сетях особенно важно для подростка, который только учится выстраивать свою собственную идентичность и ищет одобрения других. Если в эти моменты вы будете рядом, это поможет ребенку лучше понять принципы сетевой жизни и избежать ошибок.
-
Обязательно создавайте «свободные зоны». Выделяйте островки пространства (в спальне, на кухне), которые всегда будут свободны от электронных устройств. Дайте ребенку понять, что приносить сюда планшет или смартфон нельзя. Позаботьтесь о том, чтобы время, выделенное для сна и семейных трапез, было «священным».