Все люди испытывают эмоции. Они могут быть совершенно
разные: удивление и страх, радость и грусть, интерес и стыд, злость и гнев.
Наши эмоции — это естественная реакция на то, что происходит с нами. Это
реакция на внешние и внутренние обстоятельства.
Злость нельзя запретить, как и другие эмоции.
К тому же, это чувство бывает полезным, так как может помочь человеку
справляться с трудной задачей или отстаивать своё мнение, мобилизует внутренние
ресурсы.
У наших детей есть масса поводов для злости. Очень важно,
чтобы родители не запрещали ребёнку проявлять чувство злости (да и любые другие
чувства тоже), не стыдили его за это и не ругали, а, наоборот, помогли ему.
Позволяя злиться, родители как бы говорят своему ребёнку: «Я понимаю и вижу что
с тобой происходит». Наша основная задача — помочь выразить и отрегулировать
чувство злости.
Вот несколько простых советов, как это можно сделать.
1. Помочь ребёнку осознать, что
с ним происходит. С помощью слов, озвучить его чувство, объяснить, что с ним
сейчас. Назвать эмоцию: «Я понимаю, что ты сейчас злишься», а так же сказать,
что понимаете причину, почему сейчас так происходит: «Я понимаю, что ты
злишься, потому что ты хочешь….». Именно когда мы объясняем ребенку, почему он
испытывает те или иные чувства, и происходит развитие эмоционального
интеллекта, который в будущем поможет ребенку успешно справляться с его
чувствами.
2. Ребенка очень важно научить
тому, чтобы он сам понимал, что с ним происходит, мог понять свои чувства и
эмоции. Если задать детям простой вопрос: «Что с тобой происходит? Ты злишься
(грустишь, расстраиваешься)?», то в ответ чаще всего можно услышать: «Я не
знаю».
3. Родителю нужно
«отзеркаливать» эмоции ребенка. Например, ребенок упал и разбил коленку. Сидит
и плачет. Что чаще всего говорят ребенку: Да не плачь! Это ерунда! Мужчины
вообще не плачут! и так далее. Это называется «обесценивание эмоций». Задача
родителя — подойти, обнять и сказать ребенку: «Ты упал, ударился? Тебе больно?
Ты злишься?» Время, затраченное на данный диалог, как правило, 1-3 минуты, а
результат совсем другой! Злиться и расстраиваться,когда упал, это нормально!
4. Эмоции проявляются через
тело. Скажите: «Я понимаю, ты злишься. Давай скорчим самую злую рожицу,
потопаем ногами, сожмём кулаки и позлимся. Если бы со мной такое
произошло, я бы сделала так». И скорчите самую злую гримасу, на которую
способны. Когда вы осознали и назвали эмоцию, а потом выразили её, она уходит.
Какие ещё есть варианты снять мышечное напряжение,
которое невольно возникает при злости:
· Нарисовать свою злость красками, слепить из пластилина,
затем сломать ее;
· Поколотить подушку
· Порвать бумагу, смять, растоптать ее.
· Скомкать газету, а затем скатать из нее шарики и бросать
их об стену
· Кидать мягкие игрушки в стену
· Сделать коробку злости, покричать в нее, а затем закрыть
крышкой и выпустить свою злость в окно
Все это нужно обязательно продемонстрировать ребёнку, показывать, как это делать и вовлечь его в этот процесс игры. Во время игры нужно периодически задавать вопрос: «Ты еще злишься?». Если ответ «Да», то продолжайте игру до тех пор, пока напряжение и злость не сойдут на нет. А если ребенку стало легче, значит игра удалась!