С агрессивным ребёнком
нельзя разговаривать на повышенных тонах - тем самым вы «подключаетесь» к его
возбуждению и провоцируете усиление агрессивных импульсов. Последовательное
использование спокойной, плавной речи позволяет ребёнку переключиться и начать
слушать вас. Особенно при этом признать право ребёнка возмущаться и выбрасывать
свою энергию различными способами. После такого признания ребёнок начнёт к вам
прислушиваться, и тогда у вас появляется шанс помочь ему освоить более
приемлемые методы «выхода» агрессивных импульсов.
Агрессивные проявления
можно снимать с помощью некоторых упражнений.
Дети хорошо осваивают их
в том случае, если агрессивность на самом деле приносит таким детям
множество проблем и они осознают это.
Например, можно
научить ребёнка концентрировать внимание
в момент импульса на своих руках и нарочно сжимать кулаки с определённым усилием. Гипернапряжение неизбежно сменяется
релаксацией мышц. И если агрессия не уходит вовсе, тот теперь она становится
управляемой.
Хорошо помогает агрессивным детям и психофизическая
тренировка. Однако, самое главное условие - создать для ребёнка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы
миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры
агрессивного поведения. Воспитание на принципах сотрудничества - это главное
условие предотвращения агрессивности.
Необходимо обучать агрессивных детей способам выражения
гнева в приемлемой форме.
Поскольку поведение
агрессивных детей часто является деструктивным и связано с непредсказуемыми
эмоциональными вспышками, проблема обучения ребёнка приемлемым способам
выражения гнева - одна из самых острых и
важных проблем, стоящих перед взрослыми.
Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается
потерей контроля над собой.
Существует четыре основных способа выражения гнева:
1.
Прямо
(вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход
отрицательным эмоциям.
2.
Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человека или предмете,
который представляется разгневанному неопасным. НЕ отреагировав сразу, человек
рано или поздно может почувствовать необходимость выплеснуть гнев на себя. Но
не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто «подвернётся под руку», кто
слабее и не сможет дать отпор. Такое выражение гнева получило название
переноса.
3.
Сдерживать свой гнев, «загоняя»
его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства
будут способствовать возникновению стресса. Медики утверждают, что если человек
постоянно подавляет свой гнев, то он более повержен риску психосоматических
расстройств. Невыраженный гнев может стать одной из при чин таких заболеваний,
как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень,
гипертония и др.
4.
Задерживать негативную эмоцию до момента её наступления, не давая ей возможности развиться, при этом
человек пытается выяснить причину гнева и устранить её в кратчайший срок.
При обучении агрессивных
детей конструктивным способам выражения гнева можно использовать два
направления:
- учить детей прямо
заявлять о своих чувствах;
- выражать гнев в
косвенной форме, с помощью игровых приёмов.
К позитивным способам
выражения гнева относятся:
·
умение
направить гнев на неодушевлённый объект;
·
вежливость
в обращении;
·
стремление
найти конструктивное решение;
·
обучение
детей приёмам саморегуляции, самообладании
Агрессивным детям
зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Поэтому для данной категории детей будут полезны любые релаксационные
упражнения. В процессе коррекционной работы можно говорить с ребёнком о том,
что такое гнев и каковы его разрушительные действия, можно объяснить ребёнку,
каким злым и некрасивым становится человек
в порыве гнева. Поэтому важно работать над собой, управлять и владеть
своими отрицательными эмоциями.
Вот несколько интересных
приёмов обретения самоконтроля. Например, в карман одежды можно положить
нарисованный от руки дорожный знак «Стоп». Как только агрессивного ребёнка начнут
одолевать незваные мысли и желания, он может достать из кармана картинку и
мысленно или шёпотом произнести: «Стоп». Для того чтобы данный приём начал
работать, необходима многодневная тренировка.
Для того чтобы приучить
ребёнка в момент «неприятной ситуации» не стискивать челюсти (что характерно
для многих детей), а расслаблять мышцы
лица, можно использовать релаксационные упражнения.
Например, в игре «тёплый,
как солнце, лёгкий, как дуновение ветра» дети с закрытыми глазами представляют
себе тёплый чудесный день. Над их
головами проплывает серое
облачко, на которое они поместили все своим горести и заботы. Ярко - голубое
небо, лёгкий ветерок, мягкие лучи солнца помогают расслабить мышцы не только
лица ребёнка, но и всего тела.
Другая игра - «Улыбка» -
способствует расслаблению мышц лица. Выдыхая воздух и многократно улыбаясь лучу
солнца, становятся чуть - чуть добрее.
В неприятных жизненных
ситуациях они могут вспомнить свои ощущения, отработанные в этих и других
подобных играх, и вернуться к ним, заменяя негативные эмоции на нейтральные или
положительные.